Чакры (санскр.चक्र, cakra?, букв. «круг», «колесо», «диск») в духовных практиках индуизма — точки концентрации психической энергии человека. Кроме индуизма понятие чакр используется в некоторых системах буддизма и особенно Тантры и йоги, во многих современных оккультных системах, а также специальные символические изображения (чакра-янтры).
Чакра в буквальном переводе с санскрита
означает «круг», «колесо» или «диск». В контексте йогических практик
часто это слово переводится как «вихрь», который отображает
представление о чакрах как о вихрях психической (космической,
жизненной) энергии — праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется слово «падма» (лотос). Разные индийские источники указывают на разное общее количество чакр
у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются шесть: - Муладхара (санскр.मूलाधार, mūlādhāra?) — копчик, основание позвоночника. Красный.
- Свадхистхана (санскр.स्वाधिष्ठान, svādhiṣṭhāna?) — половые органы. Оранжевый.
- Манипура (санскр.मणिपूर, maṇipūra?) — пупок. Желтый.
- Анахата (санскр.अनाहत, anāhata?) — сердце. Зеленый.
- Вишуддха (санскр.विशुद्ध, viśuddha?) — горло. Голубой.
- Аджна (санскр.आज्ञा, ājñā?) — лоб, «третий глаз». Синий.
Иногда добавляется Сахасрара (санскр.सहस्रार, sahasrāra?) — духовная сущность, объединяющая все чакры. В йогической традиции и ещё раньше в Упанишадах чакры связываются с системой нади (своего рода аналогом кровеносной системы,
в которой циркулирует прана). Нади являются проводниками праны, тогда
как чакры — центрами её концентрации и своеобразными «реле», процесс
«открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития
человека и телесного оздоровления. С чакрами тесно связана тантрическая
концепция Кундалини,
«пробуждение» и «подъем» которого по чакрам, от более низкой
(Муладхари) к более высокой (Сахасраре) сопровождается радикальной
духовной эволюцией. Чакры, хотя и не находятся в физическом теле человека располагаясь в эфирном теле, но на анатомическом уровне отвечают основным нервным сплетениям[источник?] и локализуются в соответствующих местах вдоль позвоночника. Есть гипотеза, что Чакры располагаются не в теле, а в мозгу, и на тело лишь проецируются. [1] сравнительная таблица основных чакр:
Чакра | Основные функции | Цвет | Ассоциация со стихиями |
---|
Муладхара mūlādhāra, मूलाधार | инстинкт, выживание, безопасность, здоровье | темно-коричневый, красный | земля | Свадхистхана svādhiṣṭhāna, स्वाधिष्ठान | эмоции, сексуальная энергия, жизнерадостность, спонтанность, желания, удовольствия | оранжевый | вода | Манипура maṇipūra, मणिपूर | власть, контроль, свобода, карьера, уверенность, проницательность | жёлтый, красный | огонь | Анахата anāhata, अनाहत | преданность, любовь, сострадание, эмпатия, радость | зелёный, жёлтый | воздух | Вишуддха viśuddha, विशुद्ध | общение, самовыражение, творческий потенциал, гармония, "внутренний голос правды" | голубой | эфир | Аджна (Третий глаз) ājñā, आज्ञा | интуиция, умственное функционирование, высший уровень осознания | индиго | воля | Сахасрара sahasrāra, सहस्रार | подсоединение к космосу, полное освобождение | фиолетовый; возможно, принимает на себя цвет доминирующей чакры | непроявленная стихия - Пуруша - высшее сознание |
МуладхараМуладхара (mūlādhāra, मूलाधार — от санскр. мула — корень, основа и адхара
— фундамент, базис, опора) - первая красная чакра энергетического
потенциала (кундалини), расположенная в области промежности рядом с половыми органами. Считается, что из Муладхары отходят самые главные нади: Сушумна (проходящая через другие чакры), Ида и Пингала. Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквамиВам, Шам, Ссам, Сам
на них. В центре лотоса — желтый квадрат, эмблема элемента «земля», в
который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой, или дхумралингам — дымчатый лингам), который обвивает в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона, как символ силы и прочности. Внутри янтры можно видеть букву биджа (семенной)-мантраЛам. Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт). В физическом теле отвечает за регенеративные процессы и имунную систему.
СвадхистханаСвадхистхана (svādhiṣṭhāna, स्वाधिष्ठान) — от санскр. сва — «собственный» та адхистхана — «жильё». Буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют джаламандала («джала» — вода, и свадхистхану связывают с этой стихией) или медхрадхара (медхра — «пенис»). Чакра находится ниже пупка на 4 пальца. Свадхистхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В лотос вписаны санскритские буквы Бам, Бхам, Мам, Йам, Рам и Лам. В середине лотоса — белый полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная)-мантра этой чакры — Вам. На некоторых янтрах можно видеть также бога Вишну в объятие со свирепой Чакини-Шакти. Эта чакра ассоциируется с мотивами получения материальных удовольствий, таких как еда, секс, алкоголь
и тому подобное. Тогда как на уровне муладхара-чакры человек обеспокоен
своей безопасностью в мире, созданием элементарного комфорта
существования, то на уровне свадхистхани мир и все вещи в нём
рассматриваются ею как источник тех или других материальных
удовольствий. Уровень свадхистхани также соотносят с активизацией самскар, подсознательных и несознательных желаний. В физическом теле отвечает за скорость обменных процессов и движение "жидкостей".
МанипураМанипура (maṇipūra, मणिपूर — от санскр. мани — «драгоценность», и пур — «город») - пупочная чакра власти. Манипура изображается в виде голубого или ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. На лепестках санскритские буквы Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дам, Дхам, Нам, Пам, Пхам. В центре лотоса — красный треугольник со свастиками, в середине которого — красный Рудра на быке (или баране-Агни)
вместе с Лакини-Шакти «чья грудь красна от крови, которая течет изо
рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой
чакры — буква Рам. На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают
интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме
бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини
достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция. В
физическом теле отвечает за мышечную систему.
АнахатаАнахата (anāhata, अनाहत — санскр. «неприкосновенный» или «такой,
который не испытал удара», а также «божественный звук») - сердечная
чакра любви. Анахата-чакра изображается в виде голубого (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами на них: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. В середине его — два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития (Шиву),
а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — путь материального
упадка (Шакти). Символ перекрещенных треугольников символизирует
«среднюю точку» духовного развития. В центре изображен сияющий баналингам. Над ним — Ишвара с красной Какини Шакти «в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара». Биджа-мантра Анахати — буква Йам.
На рисунках часто можно видеть и белую антилопу, символ стихии этой
чакры — воздух. В физическом теле отвечает за кровеносную систему.
ВишуддхаВишуддха (санскр. viśuddha, विशुद्ध — «очистку») - горловая чакра гармонии. Чакра изображается в виде шестнадцатилепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием), Амх, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лрим, Лриим, Эм, Аим, Ом, Аум В центре лотоса — капля нектара, который стекает в вишуддхи из бинду. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — Акаша
в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар
стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного немного выше и
названного Бинду (санскр. bindu, बिन्द). Этот символический нектар олицетворяет истину, сатчиананду, и образуется в Сахасраре. Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Значат, что все эмоции,
как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного
целого. Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и
Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основе
языка. После того, как нектар оставляет Бинду, он перед тем, как
достичь Вишуддхи, сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или
становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того,
насколько пробуждённые и активные Лалана и Вишуддха-чакра.
Аджна (Третий глаз)Аджна (санскр. ājnā, आज्ञा — букв. «приказ, команда») - межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз). В аджна-чакре опять сходятся три главные нади — Сушумна, Ида и Пингала. Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из которых — Солнце, на другом Луна, да ещё буквы хам и кшам, 49 и 50 в общем отсчете изображенных на лепестках всех 6 чакр вместе взятых, что составляет полный санскритский алфавит.
В лотосе содержится белый треугольник вершиной книзу — символ ионе, а
внутри треугольника — черный (по другим традициям белый) лингам — итаралингам («ещё один, отличный, другой»). Биджа-мантра этой чакры — Аум. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр) с помощью особенной нади, — маханади. Эти два центра чрезвычайно важны в медитативных практиках, и в принципе их можно считать одними целыми — третьим глазом. Пробуждение «третьего глаза» — Аджна-чакры — мотив чрезвычайно
популярен в огромном количестве религиозных и психических традиций, и
соответствующие методики находят широкое отображение в соответствующей
литературе. В частности, статуи Будды часто делают с драгоценным камнем
в области межбровного центра. Этот центр так или иначе обозначен и у
многих божеств индуизма (и не только) и мифических героев. Аджна-чакру (и вообще «третий глаз» независимо от любого дополнительного символизма) очень часто связывают с шишковидной железой (эпифизом, пинеальной железой) — особенной железой размером с горошину (около 8 мм у человека), которая находится между большими полушариямимозга напротив места межбровного центра. Шишковидная железа имеет ганглиозную связь с сетчаткой. Согласно современным научным представлениям, она служит для выработки гормонамелатонин, участвующего в регуляции циркадных ритмов.
Впрочем, разнообразные эзотерические практики предлагают разные
методики «пробуждения шишковидной железы» как непосредственное условие
к выявлению у человека чрезвычайных психических возможностей, в первую
очередь, ясновидения. В физическом теле отвечает за нервную систему.
Сахасрара (санскр.sahasrāra, सहस्रार)
— букв. «тысяча». Как уже было сказано раньше, Сахасрара не считается
чакрой, а является высшей сущностью, которая в определённом смысле
включает все другие чакры. Она изображается в виде лотоса с тысячей
лепестков, на которых — все возможные артикуляции санскритского
алфавита из 50 букв (50 × 20), хотя, вероятно, это лишь метафора для
обозначения в действительности бесконечного количества её лепестков.
Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе
треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти,
конечная цель духовной эволюции, здесь Кундалини заканчивает свой путь,
пройдя сквозь все шесть чакр, согласно некоторым комментариям, здесь
находится Нирвана, и кто познает полностью Сахасрару, тот не вернётся больше в колесо Сансары, достигнет освобождения.
Другие чакрыНекоторые источники вспоминают и о других, «второстепенных» чакрах.
Среди важнейших из них следует вспомнить как Лалана-чакру и Бинду, так
и, например, Манас-чакру и Сома-чакру, какие помещаются возле Аджна-чакры, йоништхану, которая находится близ Муладхары и др. Также рассматривают еще пять так называемых "непроявленных" чакр, не
имеющих своего местоположения в физическом теле человека (и животных) и
находящихся "выше" Сахасрары по уровню своего духовного развития. Они
являются центрами, объединяющими в себе Сознание Земли (и всех ее
обитателей), Сознания всех планет Солнечной системы (включая Сознание
Солнца) и т.д. У них нет определенных названий на санскрите, поэтому их
различают по специальным "Космическим кодам", однозначно определяющих
их назначение и структуру составляющих их энергий. Подробнее на сайте [1] Отдельные школы медитации и тантры, древние и современные, могут
рассматривать свои системы чакр, включая в неё малые центры, иногда их
количество доходит до десятков.
|